ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
При выборе предпочитаемой профессиональной сферы важно помочь понять молодому человеку, какие мотивы лежат в основе этого выбора. Такое осознание может изменить первоначальный навязанный кем-то или чем-то выбор в пользу осознанного и продуманного решения.
- Опросник карьерных ориентаций личности «Якоря карьеры» (опросник Э.Шейна, переведен и адаптирован В.Э.Винокуровой и В.А. Чикер);
- Опросник для выявления мотивов профессионального выбора;
- Опросник «Трудовой мотивационный профиль» (Л.Шеховцова, О. Шеховцов);
- Методика «Мотивы выбора профессии»;
- Анкета мотивов выбора профессии;
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ
При правильном выборе дальнейшей профессиональной судьбы должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с
требованиями профессии. Методики, представленные в третьей части пособия позволяют определить психологические типы, отражающие наиболее выраженные деловые качества, особенности поведения, стиль деятельности личности и наиболее подходящие профессии.
- Опросник Майерс Бриггс;
- Опросник Д.Кейрси (типология Майерс-Бриггс);
- Анкета по типам интеллекта (Говард Гарднер);
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В данной части представлены методики, направленные на определение предпочтений человека разных типов профессий в зависимости от предмета труда: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ.
Исследовать профессиональные интересы, опыт и навыки, значимые при работе с людьми, с материальными предметами, с информацией, с идеями. На основе предпочитаемых областей деятельности и критериев ценности профессий определить профессиональный тип личности и наиболее подходящие оптанту сферы деятельности.
- Методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская);
- Опросник профессиональных выборов;
- Анкета «Ориентация» (И.Л. Соломин);
- Методика «ПИОН» (Профессиональные Интересы, Опыт, Навыки);
- Методика «Карта интересов» (С.Я. Карпиловская, адаптированный вариант Г.В. Резапкиной);
- Методика РИАСПО (Голландская профориентационная методика);
- Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланд).